Самосвал БелАЗ 75131 — для эффективной работы в карьерах

За 66 лет своей деятельности Белорусский автозавод выпустил около 120 тыс. технических средств, зарубежные аналоги которых единичны. Первыми изделиями, изготовленными в стенах завода, стали МАЗ 525 грузоподъемностью 25 т и 40-тонный МАЗ 530. С 1961 г. завод перешел к выпуску собственных оригинальных моделей самосвалов под одноименным именем, первым экземпляром собственной марки стал БелАЗ 540 тоннажностью 27 т.

Спустя 20 лет деятельности автопредприятие стало ежегодно производить по 6 тыс. самосвалов, что приравнивалось к 50 % всемирного производства. Самосвалы этого завода, многократно награжденные золотыми медалями и орденами, экспортировались в более полусотни стран. Своими уникальными мегапроектами БелАЗовцы громогласно заявили о себе всему миру, продемонстрировав, на что способно советское машиностроение.

Начиная с 80-х гг. автозавод, перепрыгнув сразу ряд весовых категорий, приступил к выпуску тяжеловесов с грузоподъемностью 200 и 280 т. После многолетнего их производства белорусы перестали гнаться за рекордами, остановившись на наиболее востребованных моделях средней тоннажности. Так, в 1996 г. стартовало производство всемирноизвестного богатыря БелАЗ 75131 с тоннажностью 130 т, ставшего родоначальником грузовиков с электромеханической передачей.

image

Назначением карьерного тяжеловеса была транспортировка горных пород в рассыпном виде по технологическим путям в местностях со сложным климатом. Технические характеристики БелАЗ 75131 позволяют эксплуатировать его в строительных проектах больших производственных и гидротехнических объектов, при возведении магистральных линий, в технологических цехах комбинатов перерабатывающей отрасли.

Кризис, охвативший Беларусь в 1998 г., обусловил проведение на автопредприятии глубокой модернизации, действующий завод грамотно реконструировали, обновили инженерно-конструкторские решения. Усовершенствования коснулись и БелАЗ 75131 – были доработаны технические характеристики, увеличено качество и технико-эксплуатационный уровень его агрегатов и силовых элементов.

Основные достоинства самосвала

Большие изменения коснулись системы трансмиссии, которые выразились в получении переменного тока за счет применения микромодульных электроблоков трансформации пускорегулировочной системы. Руководство по эксплуатации БелАЗ 75131 подчеркивает ряд достоинств оснащения техники такой трансмиссией:

— повышение тягово-динамических и скоростных параметров независимо от наличия уклона на дороге;

— увеличение масштаба действий под нагрузкой динамичного торможения, применяющегося без лимитирования по времени почти до начальных скоростей;

image

— микропроцессорный способ управления, способствующий автономной работе и повышенной маневренности ведущих колес БелАЗ 75131, эффективной защите от пробуксовки и скольжения, улучшению техники трогания и разгона при подъеме, повышению ходовых характеристик тяжеловеса и уменьшению степени изношенности шин;

— упрощение анализа эксплуатационно-технических показателей и обеспечение их графико-визуального сопровождения в ходе движения.

Кроме того, с целью увеличения надежности, устройство БелАЗ 75131 модернизировано усиленной рамой, а также оснащено усовершенствованной аксиально-поршневой помпой гидросистемы, системой электроуправления тяговым приводом, что позволяет снизить продолжительность техобслуживания и ремонта. Благодаря сдвигу кабины и корпуса электрической трансмиссии, модернизации каркаса оперения и смене параметров монтажа задних колес снижены габариты карьерного грузовика (длина – 12 м, ширина – 7 м, высота – 5,9 м).

Обзор технических характеристик

Инструкция по эксплуатации БелАЗ 75131 предусматривает комплектование его рационализированными агрегатами и силовым оборудованием:

— высокоэффективными 4-хтактными дизелями серии KTA 50-C компании Cummins с газотурбинным наддувом, мощностью 1624 л.с. (выше, чем у предшественника БелАЗ 7512 на 406 л.с.), позволяющими развивать скорость до 50 км/ч;

image

— механизмом электроуправления впрыска горючего со стержневым импеллером и обновленной охладительной системой промежуточного типа;

— удобной преобразованной 2-хместной кабиной, сертифицированной согласно нормам международных стандартов «ROPS», в результате чего существенно снижены уровни вибрации, внутреннего шума, запыленности, вредных веществ; имеются системы кондиционирования и отопления, что гарантирует безопасные условия труда водителя;

— пневматической гидроподвеской с усовершенствованным направляющим механизмом, осуществляющим расчетный ресурс использования и повышенную комфортность водителя;

— гибридной системой тушение пожара с пультом управления;

image

— автоматизированным механизмом смазки марки Lincoln;

— управлением степени погружения и уровня топлива;

— телеметрическим контролированием компрессии в шинах;

— диагностической системой;

— кондиционированием воздуха;

— устройство рамы и кузова БелАЗ 75131 сконструировано на весь проектно-расчетный ресурс техники.

image

Сухая дисковая тормозная система с гидравлическим приводом обеспечивает отличную устойчивость в процессе торможения (тормозной путь составляет 21 м). Существенно модернизирован механизм электродинамического тормоза тяговыми электродвигателями с нагнетательным отводом тепла воздушными охладителями от тормозных варисторов, что обеспечивает плавность замедления грузовика до самой остановки. Наружное вынесение рабочих узлов тормоза облегчило процесс замены и сервиса элементов тормозной аппаратуры.

Проведение испытательных операций опытных экземпляров грузовиков доказало высокоэффективную функциональность машины. Потребители отдают предпочтение самосвалам БелАЗ 75131 в связи с рациональным соотношением цена / качество. Отличная производительность и небольшой расход топлива БелАЗ 75131 в комплексе с надежностью и безопасностью эксплуатации преимущественно отличают их от существующих аналогов – «белорус» порядком выше их.

Фото карьерного самосвала

image

image